• Сергей Павлов

У вас хорошая Стратегия? Чек лист вашей Стратегии

В течение последних 15 лет я регулярно сталкиваюсь с различными Стратегиями в компаниях. Это корпоративные стратегии, стратегии цифровых трансформаций, стратегий изменения бизнеса, сейлз, маркетинговые, продуктовые стратегии и многие другие. Обычно, это многостраничные документы, подкрепленные дорожными картами, графиками и пояснениями. Ко многим документам я лично приложил не мало сил и времени. Оглядываясь назад, смотря на результаты, я пытаюсь понять что было сделано правильно, что нет. Где компания имела Хорошую стратегию, а где лишь документ под названием Стратегия. Что отличает Хорошую стратегию от Плохой стратегии? Почему иногда документ на 10-12 страниц несет больше пользы, чем 100-300 страничный манускрипт.

Начнем с описания признаков Плохих стратегий. Итак, 5 основных признаков плохой Стратегии.


1. Отсутствие или неспособность описать настоящие, фундаментальные вызовы и проблемы, стоящие перед организацией

Стратегия - это способ преодоления трудности, подход к преодолению препятствия, ответ на вызов. Таким образом, если вызов, препятствие для развития не определены, сложно или невозможно оценить качество документа под названием «стратегия». Если вам не удается определить и проанализировать препятствия/системный вызов для Вашего бизнеса, у вас нет стратегии. Вместо этого у вас есть амбициозные цели, бюджеты, списки вещей, которые вы хотели бы осуществить.


В большинстве организаций обычной практикой является встретить типичные заявления, такие как увеличение доли компании на каждом рынке; сократить расходы в каждом бизнесе или увеличить доход и прибыль. Неэффективность внутри организации нельзя устранить, просто инвестируя в новое оборудование или подталкивая менеджеров к увеличению доли рынка. Неспособность идентифицировать и проанализировать препятствия перед организацией приводит к тому, что управленцы ставят перед собой далеко идущие цели, бюджет или список вещей, которые они хотят видеть. В итоге Вы имеете документ, описывающий «хотелки», «за все хорошее, против всего плохого».


2. Недостижимые или слишком общие цели (отвечают на вопрос «что»)

Цель – это состояние, которые мы хотим достигнуть. Стратегические цели решают стратегические проблемы. Отвечает на вопрос «что?». Часто под стратегическими целями понимают набор задач (отвечают на вопрос «как»). Если же именно цели сформулированы, то очень часто Организации допускают ошибки:

  • Сформулированы недостижимые цели. Амбициозные цели должны быть прежде всего достижимыми. На мотивационных тренингах часто можно слышать фразу Джека Уэлча «Мы обнаружили, что, достигая того, что кажется невозможным, мы часто фактически делаем невозможное». Как рекомендация многих мотивационных программ - ставьте амбициозные цели, достижения которых зачастую выглядит невозможным. Однако, если Вы хотите иметь работающую Стратегию (не на полке), цели должны иметь какое-то подтверждение, основу. Иначе это «хотелки».

  • Сформулированные цели слишком общие, относятся больше к целям производительности и скользящим бюджетам на 3-5 лет вперед вместе с прогнозами доли рынка. Это явно не стратегические цели. Критерий проверки довольно понятный – компания сможет существовать, если не достигнет этих целей? Цели решают стратегические проблемы?

3. Неверные стратегические задачи (отвечают на вопрос «как»)

Существует два ярких примера неверных стратегических задач:

  • Первый пример- нечеткие стратегические задачи. Одна из форм этой проблемы - длинный список дел, которые часто ошибочно называют стратегическими задачами. Это просто список того, что нужно сделать без привязке к стратегическим целям, сплошным текстом. Такие списки обычно являются результатом встреч по планированию, на которых самые разные заинтересованные стороны предлагают то, чего они хотели бы добиться и сделать. Вместо того, чтобы сосредоточиться на нескольких важных вещах, менеджеры превращает весь дневной сбор задач в стратегический план задач.

  • Второй пример плохих стратегических задач - это так называемое задачи «голубого неба», обычно простое повторение желаемого состояния дел или проблемы. Минус данного подхода -никто не знает, как туда добраться. Нет четкого понимания что и как делать. Задачи из рода «хотелки» или «капитан очевидность».

Хорошая стратегия касается фундаментальных вопросов и проблем, угрожающих существованию организации и/или достижению ее стратегических целей. Эти вопросы следуют из тщательного анализа проблем и трудностей, с которыми придется иметь дело. Все это приводит к правильным выводам, которые показывают где и как сфокусировать ресурсы, какие критичные действия предпринять для преодоления этих трудностей. Отсюда получаем 4 признак плохой стратегии.


4. Отсутствие описания имеющихся опций развития и отсутствие выбора опций.

Стратегия предполагает сфокусированное развитие в выбранном направлении, когда Вы можете идентифицировать опции развития, провести всесторонний анализ этих опций. И сделать выбор. А выбор означает откладывать одни цели в пользу других. Когда эта тяжелая работа не выполняется, результатом становится слабая стратегия. Стратегия – это не только что и как организация должна сделать. Это еще и ответ на вопрос – что организация не будет делать, от чего отказывается и почему. Какие развилки принятия решений, какой выбор она делает.


И последний признак плохой Стратегии


5. Признак «пуха»: наличие излишней сложности, модные слова

Признак «Пуха» - это поверхностная абстракция - шквал ерунды, призванный замаскировать отсутствие мысли. Образ «пуха»- как формы тарабарщины, скрываемой за стратегическими концепциями или мнениями, повторение очевидного в сочетании с обилием модных словечек, которые маскируются под опыт. Вместо того, чтобы излагать очевидное, используя простые и понятные слова, руководители склонны использовать чрезмерно раздутые и неясные слова, утверждения и сложные рисунки, чтобы казаться знающими и аналитическими. Эти трудные для понимания слова ничего не помогают в том, чего пытается достичь организация. Они не в состоянии решить реальные проблемы, с которыми сталкивается бизнес. Символ истинного опыта и проницательности - способность сделать сложный предмет простым для понимания. Символ посредственности и плохой стратегии - ненужная сложность.


Каким же рецептам следовать, чтобы получить как минимум Хорошую Стратегию?

Достаточно следовать следующей логики, и как результат Ваша Стратегия будет намного лучше любого заполненного Стратегического шаблона, принятого во многих компаниях.

  • Каков диагноз? Каково объяснение характера проблемы? Какую проблему решаем? Хороший диагноз упрощает сложность реальности, определяет характерные черты ситуации, выявляет критические точки.

  • Какие опции решения проблем/вызовов есть? Как сделать выбор подхода или опций решений, направленных на то, чтобы справиться или преодолеть препятствия, выявленные при диагностике. Какие опции решения есть, какой подход выбрать в качестве стратегического

  • Определите последовательные действия: шаги, которые скоординированы друг с другом для поддержки выполнения выбранного подхода решения стратегических проблем/вызовов

Как видим, Стратегический ответ на вопрос «Что и как делать» зачастую может не требовать многостраничных документов, презентаций и дорожных карт. Стратегический выбор своего поведения, своих шагов каждый из нас делает довольно часто, решая «в уме» последовательность «проблема- возможные решения – выбор решения – план действий». Аналогичные правила действуют и в бизнесе.


PS

Самая лучшая стратегия, в разработке которой мне выпала честь участвовать, была на 10-12 страницах презентации в коммерческой компании. И первое мое впечатление от нее было – слишком поверхностно, нет деталей. Спустя годы, глядя как Компания идет по выбранному стратегическому пути, я понимаю, это была Лучшая стратегия, в разработке которой я принимал участия.

  • LinkedIn

Все права защищены ©2020. Вся информация на данном сайте носит информационно-справочный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.   info@sergeypavlov.ru