• Сергей Павлов

Цифровая трансформация vs Цифровизация vs Автоматизация.

Что такое цифровая трансформация бизнеса в российских реалиях. Что именно понимают бизнесы под цифровой трансформацией и есть ли отличия от западного понимания?


В течение последних 2 лет я часто сталкиваюсь с казусом в российских компаниях, когда компании декларируют движения в сторону Цифровой трансформации (цифровизации/ диджитализации) и все реже в сторону автоматизации. А ведь как правильно, ставя цель провести цифровую трансформацию 98% компаний подразумевают именно автоматизацию. Только, по-видимому, автоматизация звучит не совсем современно и модно, поэтому употребляется не часто. Откуда возникает такая путаница в терминологии и почему важно в этом разобраться? Именно об этом я и хочу поговорить в данной статье.

Цифровая трансформация vs Цифровизация

Давайте попытаемся вычленить и правильно описать из всего многообразия словосочетаний, связанных с изменениями в компаниях и бизнесах на основе ИТ технологий, основные вехи и этапы. И начнем мы с самого начала процесса и прогресса.

1. До недавнего времени, как вы помните, компании и государственные учреждения вели все дела, учет на бумаге. Если вы хотели собрать или поделиться информацией, вы имели дело с физическими документами – бумагами, папками, ксерокопиями и факсами. После появления компьютеров, большинство предприятий и учреждений начали преобразовывать все эти записи в цифровые компьютерные файлы. Это называется оцифровкой: процесс преобразования информации из аналоговой в цифровую.

Примеры: обычный Word файл на вашем компьютере вместо бумажки на столе, электронный билет вместо бумажного, электронных чертеж вместо ватмана

2. По мере развития технологий, многие предприятия стали задумываться о повышении эффективности ручных задач, в том числе с помощью новейших технологий. Внедрение различных технологий, уменьшающих роль ручного или человеческого труда, направленных на экономию времени и энергии людей, повышающих эффективность процесса – называется автоматизация.

Безусловно, при автоматизации часто меняются сами бизнес-процессы, которые подлежат автоматизации. Но ключевой задачей автоматизации является повышение эффективности процесса без существенного изменения ценностного «наполнения» процесса. Например, станок будет производить деталь лучшего качества и быстрее, чем предыдущий станок или человек. Бизнес-процесс в офисе будет протекать быстрее и лучше, без лишних потерь на согласование и принятие решений. Целевой результат на выходе будет лучшего качества, более экономически оправданный, но «ценностное» наполнение не меняется. Меняется качество и эффективность.

Примеры: электронный документооборот; электронный бух. Учет, например в 1С; станки вместо ручного труда, новейшие станки с ЧПУ вместо станков 40-х годов и тд.

3. Мы подходим к самому интересному, когда Автоматизация «встречается» с цифровыми/оцифрованными данными. Процесс использования оцифрованной информации для упрощения и повышения эффективности устоявшихся методов работы, а также добавляющий ценности для потребителя, называется цифровизацией.

Акцент в цифровизации - это не кардинальное изменение способа ведения бизнеса или создание новых типов бизнеса. Речь идет о продолжении работы, но теперь еще быстрее и лучше, когда ваши данные, чертежи, описания процессов и продуктов доступны мгновенно, а не хранятся где-то в бумажном архиве. Это дает дополнительную ценность для клиента, менеджера, инженера, рабочего в цехе и тд.

Цифровизация меняет сервис, делая записи о клиентах легко и быстро доступными через компьютер. Базовая методология обслуживания клиентов не изменилась, но процесс заполнения запроса, поиска соответствующих данных и предложения решения стал намного более эффективным, когда поиск в бумажных книгах был заменен вводом нескольких нажатий клавиш на экране компьютера или мобильного телефона. устройство. Производственные процессы, когда системы проектирования CAD/САЕ стали бесшовно интегрированы со станками с ЧПУ, резко повысили качество и сроки проектирования, производства и сборки конечных изделий.

Примеры: Электронная запись по электронной медицинской карте на прием к доктору, вызов такси через приложение Яндекс.Такси, современное проектирование и производство с использованием САЕ/CAD систем.

4. И вот наконец-то мы добрались до самого модного термина «Цифровая трансформация».

По мере развития цифровых технологий люди начали генерировать идеи для использования бизнес-технологий по-новому, а не только для того, чтобы быстрее делать старые вещи. Именно тогда начала формироваться идея цифровой трансформации. С новыми технологиями неожиданно стали возможны новые вещи - и новые способы их выполнения. Цифровая трансформация меняет способ ведения бизнеса, а в некоторых случаях создает совершенно новые классы бизнеса. Благодаря цифровой трансформации компании делают шаг назад и пересматривают все, что они делают, от внутренних систем до взаимодействия с клиентами как онлайн, так и лично.

Примеры: компании Netflix отлично отражает все этапы трансформации компании. Бизнес Netflix начался как бизнес по доставке дисков по почте, что и разрушило обычный бизнес по аренде видео (этап «автоматизации» логистики + свежий подход к работе с клиентами). Затем цифровые инновации сделали возможным потоковое видео в общенациональном масштабе. И Netflix стал провайдером видео контента (этап «цифровизация») по интернету, когда клиент мог зайти на сайт компании и посмотреть фильмы из обширной фильмотеки по подписочной модели. Классический онлайн кинотеатр (пример ОККО в России). Сегодня Netflix одновременно совмещает в себе традиционные сети телевещания и кабельного телевидения и производственные студии, предлагая растущую библиотеку контента по запросу по сверхконкурентным ценам, производит персонализированные рекомендации, изучает привычки и предпочтения пользователей. Он использует эти данные для информирования всего, от дизайна своего пользовательского опыта до разработки шоу и фильмов на собственных студиях. Производство фильмов ведется на основе анализа поведения и предпочтений целевых фокусных групп аудитории, по результатам показов производятся замеры поведения и другая аналитика, позволяющая улучшать качество медийного продукта. Это уже цифровая трансформация в действии: использование преимуществ доступных технологий для полной трансформации бизнес модели компании.

Таким образом, мы видим, что по мере прохождения этапов внедрения новых технологий, от автоматизации до цифровой трансформации, компания проходит путь от повышения собственной эффективности к повышению ценностей для клиентов, и приходит в конце концов к пересмотру своей бизнес модели и бизнеса (цифровой трансформации). Не пройдя первые шаги, оцифровку, автоматизацию и цифровизацию, невозможно попасть на этап цифровой трансформации. Если автоматизация это больше про функцию ИТ и механизмы эффективности/экономичности, то цифровизация – это больше про новые ценности для клиентов и новые внутренние механизмы эффективности. Цифровая трансформация – это квазистенция создания новых ценностей для клиентов, новых бизнесов и новых ниш. Цифровая трансформация компании всегда связана с трансформацией бизнеса, связана со стратегией компании, с новым поведением клиентов и новыми потребностями.


Список полезных статей:

1. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/digitalization-or-automation-is-there-a-difference/

2. https://www.salesforce.com/eu/products/platform/what-is-digital-transformation/

3. https://agreementexpress.com/digital-transformation-is-more-than-just-automation/

4. https://morethandigital.info/en/digitalization-vs-digital-transformation-whats-the-difference/


#digitaltransformation #digitalvalue #digitalbusiness